Были мы прошлым летом в маленьком музее науки и техники где то в колорадской глуши. Там был столбик с перечислениями великих открытий. В списке этих открытий значился 1970 год, год открытия антидепрессанта Прозак, основанного на совершенно новом принципе (виагра, если что, тоже была в списке). В отличие от барбитуратов, которыми объедалось поколение до Прозака, немедленного кайфа он, как говорят, не приносит, но в целом улучшает качество жизни больных в существенном проценте случаев.
Однако, недавнее исследование продемонстрировало, что выраженный эффект этого лекарства обнаруживается лишь в очень тяжелых случаях. А кушают его, между тем, миллионы и миллионы ежедневно, и им он совсем не помогает. В связи с этим, возникает ряд любопытных вопросов.
1. Во многом благодаря широкой популярности этих препаратов, депрессия стала восприниматься врачами и публикой, как простой сбой в метаболизме, который легко фиксируется с помощью химии. Означает ли неэффективность препаратов в средних и мягких случаях, что это понимание чрезмерно упрощено?
2. Механизм действия лекарства не подтверждается в последних опубликованных работах. Правда остается вопрос, какие стадии болезни изучались в этих работах (настолько глубоко я не копала - не специалист).
3. Почему с благословения всевозможных инстанций эти лекарства стали выписывать прямо по запросу пациента, как средства от головной боли, примерно?
4. Люди, которым средство не помогает, они больные или просто люди, оказавшиеся в трудной ситуации, не справляющиеся с требованиями жизни? А ведь, по прогнозу ВОЗ, к 2020 году депрессия грозит занять второе место среди заболеваний приводящих к инвалидности (первое забронировано за сердечно-сосудистыми болячками).
5. Почему количество "больных" с этим диагнозом постоянно растет, что растет число больных или число диагнозов?
--------------------------
В действительности, термин "депрессия" весьма расплывчат. Чаще всего, им мы описываем состояние тревоги, беспомощности, подавленности или усталости, когда мы не в состоянии адекватно отвечать на жизненные трудности. Другими словами, депрессия в немедицинском смысле слова, может помогать нам, защищая от стремления к целям, которые мы не можем достичь, вынуждая концентрироваться на наших действительных потребностях, позволяя избегать обстоятельств, которые мы не в состоянии контролировать. Биохимические и генетические исследования, в свою очередь, не в состоянии ответить на вопрос, является ли депрессия заболеванием. Разнообразные маркеры предрасположенности широко распространены по всей популяции, что еще подтверждает мысль, что предрасположенность к депрессии-менланхолии может являться полезным качеством, как для личности, так и для популяции в целом.
Продолжение завтра.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →